Наталья Татаркина

Рост инвестиционной привлекательности рынка предметов искусства в период кризиса

Подписаться
Рост инвестиционной привлекательности рынка предметов искусства в период кризиса

Начало кризиса 2020 года

Глобальные потрясения 2020 года не могли не затронуть рынок искусства. Начавшаяся пандемия, оказала, в первую очередь, влияние на работу крупных ярмарок искусства и торги на аукционах. Дальнейшее падение индексов фондовых рынков и стоимости нефти отразилось на капиталах маститых коллекционеров в мире.

Экономические потрясения поставили ценителей искусства в тупик: те инвесторы, которые не успели воспользоваться ситуацией и продать предметы искусства «на пике» стоимости, задумались, стоит ли продавать. Другие в раздумьях, насколько выгодно покупать «на спаде». Всё свелось к вопросу: какое будущее у арт-рынка?

Влияние кризиса на арт-рынок

Рост инвестиционной привлекательности рынка предметов искусства в период кризиса

По обыкновению, в то время, как арт-рынок «падает», коллекционеры «сбрасывают» все предметы искусства, которые приберегли «на чёрный день». Прослеживается взаимосвязь: чем дольше кризис, тем дешевле продаются картины. Иногда это могут быть коллекции, собираемые поколениями. Время, характеризуемое, как экономически сложное, вынуждает порой людей продавать семейные реликвии. Поэтому, кризисный 2020-й год стал идеальным для начала коллекционирования и для разного рода инвестиций, включая и искусство.

Всё закономерно для общества потребления, в котором мы живём. Пандемия вынудила отказаться от многих вещей, прочно вошедших в ежедневное существование. Спрос никуда не исчез, но он подчиняется ограничениям, связанным с условиями работы «на удалёнке», отсутствием предложения и прочими факторами. Поэтому таким ожидаемым был после карантина скачкообразный рост спроса на недоступные прежде вещи. Дело даже не в материальной сфере, а о впечатлениях, недополученных ранее. Люд с жадностью скупают в такой ситуации предметы искусства. Срабатывает фактор отложенного спроса, как возвращение к привычному качеству жизни.

Факторы, создающие кризис в России

В истории нашей страны не раз случались эпидемии, сопровождавшие развитие искусства и становление самого арт-рынка. Не только они создавали кризис, но и революции, сметающие на своём пути формы правления. Испанка поразила население России в 1918 году, а следом началось несколько эпидемий кряду: холера, сыпной и брюшной тифы, оспа, малярия, дизентерия. Гражданская война пагубно сказалась на медицинской системе и госаппарате. Политическая неразбериха оказалась благоприятной для большевиков, когда они «под шумок» решили продавать предметы искусства за границу. В ход шло всё: произведения из разграбленных храмов, короны царей и яйца Фаберже из императорской коллекции. В завершение за границей оказались картины старых мастеров из «Эрмитажа» и иконы из «Третьяковской галереи».

Точное количество проданных на Запад произведений не поддаётся подсчёту. Музейные описи не производились, торги предметами искусства шли «на вес», целыми вагонами и пароходами. Например, можно сказать совершенно точно, что современный рынок икон за границей более чем наполовину состоит из предметов, проданных в послереволюционный период.

Благоприятное влияние кризиса на арт-рынок

Рост инвестиционной привлекательности рынка предметов искусства в период кризиса

С удовлетворением можно отметить тенденцию покупки коллекционерами из России на «русских торгах» утраченных произведений искусства. Таким образом, русские меценаты смогут со временем вернуть историческое наследие страны. На этот процесс, как ни странно, положительно влияет кризис на мировом арт-рынке: в стремлении заработать «после простоя» аукционы выставляют даже то, что хранилось в запасниках.

Ситуация кризиса может принести арт-рынку вообще и галереям в частности, и другие плюсы: к примеру, увеличение количества доступного искусства в цифровом формате, онлайн экскурсии по музеям мира, интерактивных версий выставок и экспозиций на постоянной основе побудят любителей искусства увидеть его «живьём» и, возможно, приобрести.

Инвестирование в искусство — перспективно

Рост инвестиционной привлекательности рынка предметов искусства в период кризиса

С начала XXI века инвестиционная привлекательность рынка предметов искусства сильно выросла и продолжает двигаться направлении увеличения. Рынок обладает определенными характеристиками, которые позволяют инвесторам рассматривать данный вариант размещения активов как наиболее перспективный.

Это связано с тем, что предметы искусства стали международным достоянием посредством интернета, разрушившего все границы. Это удивительно, но современный художник из Гонконга может проводить «выставку» в Нью-Йорке, а мастер из Африки — в Лондоне, и это без физического присутствия.

Характеристика объекта заключается в его физическом существовании. Например, вкладываясь в акции компании, существуют многие параметры, влияющие на их стоимость. Компания может стать банкротом и исчезннуть вместе с вашими деньгами. А предмет искусства будет существовать вечно. Он может обесцениться, но ненадолго, чтобы потом снова вырасти в цене.

Не стоит забывать, что даже в случае, когда коллекционер купил дорого произведение искусства, но оно упало в цене, есть приятный момент: предмет искусства всё равно останется у него. Картина дарит наслаждение, её можно подарить, или передать по наследству. Вступив на путь инвестирования в искусство, человек становится увлечённым, полным азарта, влюбляется в искусство и интерактив с артистами, и он уже не свернёт с дороги.

Современный коллекционер искусства приобретает произведения не столько ради извлечения прибыли, хотя это и остаётся немаловажным фактором, сколько для получения эстетического удовольствия. Для того чтобы понимать, насколько выгодна покупка, инвестор должен хорошо ориентироваться в художественной жизни общества, читать специализированные журналы по искусству, и покупать то, к чему лежит душа.

Новости и статьи бизнес-блога