Автор: Exiterra

Российский юмор — скрытое оружие в международных PR-технологиях?

Подписаться
Российский юмор — скрытое оружие в международных PR-технологиях?

Юмор давно и основательно заявил себя как надёжный инструмент продвижения. Рекламный ролик или плакат, построенные на комической основе, запомнятся лучше «серьёзных собратьев» и произведут благоприятное впечатление о товаре или услуге. Если собрать материалы, написанные на тему использования юмористических приёмов в рекламных компаниях, то получится не один том.

А вот тема использования юмора в PR и инфотехнологиях, касающихся международных отношений, рассмотрена нешироко. Хотя, поле это обширно, многогранно и интересно. А часть ходов и направлений этого инструмента можно использовать и в «мирной жизни» — коммерческой рекламе, WP и даже SERM, аналогично, тому, как военные разработки ложатся в основу гражданских проектов (космонавтика, атомная энергетика и т.д.).

Истоки юмора в PR

Полноценное массовое использования юмора в России в этой сфере берёт истоки в начале XX века.

Гражданское радиовещание тогда ещё не получило распространения, а телевидение Владимир Зворыкин изобретёт только в конце 10-х годов. Газеты того времени также не могли претендовать на роль массового средства информирования. Поэтому «носителями» стали плакаты с карикатурами и смешными подписями к ним, зачастую в стихах. Первые их образцы были посвящены противостоянию Российской и Британской империй на Дальнем Востоке и Русско-японской войне.

Российский юмор — скрытое оружие в международных PR-технологиях?

Затем «традиции» были продолжены во времена I Мировой и Гражданской войн. Относительно последнего конфликта можно отметить, что юмор, как средство пропаганды, активно использовали и красная и белая противоборствующие стороны.

Российский юмор — скрытое оружие в международных PR-технологиях?

Во время Великой Отечественной войны наиболее яркими представителями этого направления были художник-карикатурист Борис Ефимов и объединение Кукрыниксы.

Российский юмор — скрытое оружие в международных PR-технологиях?

Во второй половине XX века юмор в PR-технологиях активно использовался как в СССР так и на Западе, в виде карикатур, плакатов, фельетонов, художественных фильмов теле- и радиопрограмм.

Российский юмор — скрытое оружие в международных PR-технологиях?

Сегодня, получив в арсенал новые разработки и технологии, тема PR-юмора приобрела и новые направления. В том числе — стал активно задействоваться интернет.

Здесь интересно и полезно знать позицию самого Запада — как «на нас с вами смотрят их глазами».

ИноСМИ о российском юморе

Британская медиакорпорация BBC опубликовала статью How Putin’s Russia turned humour into a weapon (в дословном переводе — «Как путинская Россия превратила юмор в оружие»). Материал посвящён «последнему дополнению Кремля к его ужасающему смертельно опасному арсеналу военных действий — комедии».

Российский юмор — скрытое оружие в международных PR-технологиях?

Автором статьи, которая сама, при этом, чувством юмора похвастаться явно не может, является Ольга Робинсон. BBC присвоила ей титул Senior Journalist (Disinformation), то есть — «Старший журналист по дезинформации» (не шутка).

«Стремление России использовать юмор для влияния в своих кампаниях — явление относительно недавнее», — пишет Робинсон. При этом не вдаваясь в анализ того, почему россияне могли вдруг начать смеяться над своими западными обвинителями. Она не учитывает возможность того, что сплоченный союз западных стран, который несколько лет назад внезапно начал ещё более истерически кричать о России, просто сам стал намного более смешным и всё это теперь легче вышучивать. Вместо этого, Робинсон пишет, что «Кремль использует юмор, чтобы отвергать и высмеивать обвинения, выдвинутые против него западными правительствами, ... „форма троллинга“, которая, предназначена для того чтобы сознательно снизить уровень обсуждения».

Исходя из логики автора, даже «анекдоты — это русский дезинформационный заговор. Что ещё они придумают? Превратить в оружие наши слезы?»

Если внимательно присмотреться к современному западному информационному пространству, в которой во всех проблемах в мире, от французских протестов «жёлтых жилетов» до американских культурно-социальных войн BLM и недовольства Великобритании Евросоюзом, обвиняют Россию без каких-либо фактов или доказательств, становиться понятным, что единственным ответом подобному мракобесию может быть только юмор. Логические аргументы оппененты не воспринимают, да и сами, всей смехотворностью и нелепостью подобных выпадов подталкивают к их высмеиванию. Наиболее интересный пример, когда западные СМИ на полном серьёзе утверждали, что Pokemon Go, слащавые мемы в Facebook и $4.700 в рекламе Google упоминаются как методы, с помощью которых была переиграна президентская кампания Хиллари Клинтон за $1,2 млрд. А потом два года удивлялись, почему над такими «железобетонными аргументами» здравомыслящие люди просто смеются.

В статье BBC приводятся и другие примеры «российской тактики высмеивания» откровенных нелепостей. «Юмор стал ключевой частью реакции Москвы, когда Великобритания заявила, что „весьма вероятно“ Россия стоит за отравлением Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Солсбери.

Российские официальные лица и журналисты с тех пор превратили английскую фразу „весьма вероятно“ (very likely) в насмешливую фразу, которая подразумевает, что Россию обвиняют во всем с самыми слабыми доказательствами».

При этом, для усиления эффекта в медийном и интернет-пространствен, были привлечены образы ряда популярных фигур из английской литературы — Эркюль Пуаро и Шерлок Холмс, чтобы высмеять британские обвинения в причастности России к отравлению, которые они осуждают как необоснованные.

Российский юмор — скрытое оружие в международных PR-технологиях?

«В условиях отсутствия улик, нам в Солсбери определенно нужен Пуаро!»

«Функционирование юмористической стратегии» раскрывается следующим образом: «Они не отвечают серьезно и по существу, поэтому начинают играть. Это попытка насмехаться, сводить всё на нет». А результатом является то, что «многие решат, что не существует способа воспринимать серьёзно суть произошедшего».

Интернет и телевидение «задействованы тоже»

«Интернет-аудитория также является мишенью для этой техники. Хэштег в социальных сетях — #IamFromGRUToo (ЯтожеИзГРУ) — похоже, был вдохновлен движением #MeToo. Так прокремлевские пользователи Twitter высмеивали обвинения Великобритании против российской военной разведки ГРУ». Так, в одном шутливом объявлении о работе было написано, что ГРУ «Ищет сотрудников для своего отделов кибератак и химического оружия, а также — подразделения по вмешательству в выборы. Не нужно подавать заявку — мы найдём вас сами».

«Большинство комедийных программ на российском телевидении в наши дни либо не затрагивают политических тем, либо шутят только в отношении предполагаемых врагов Кремля за рубежом». В качестве примера Робинсон приводит «самую популярную комедийную ТВ-программу КВН» и показанную в ней пародию на саммит G20, где «Путина изобразили искусным дзюдоистом, бегающим вокруг своих западных коллег, которые казались неуклюжими и глупыми».

Российский юмор — скрытое оружие в международных PR-технологиях?

Стоит отметить, что ряд других западных СМИ, в качестве «оружия юмора» приводят в пример и такие телепередачи — Comedy Club, «Однажды в России» (обе — ТНТ), «Вечерний Ургант» (Первый канал) и «Международную пилораму» (НТВ). В частности, европейские журналисты отмечают, что в них высмеиваются западные лидеры и «ценности». Под «западными ценностями», при этом, подразумеваются ЛГБТ-движение и «гендерное разнообразие».

Российский юмор — скрытое оружие в международных PR-технологиях?

Резюмируя, можно выделить существенный момент. Запад сегодня создал весьма благоприятные условия для шуток в свой адрес. Лицемерие карикатурно. Эмоции перехлёстывают через край. Сюжеты испещрены дырами. А намерения, лежащие в основе, настолько очевидны, что всё это легко превращается в смех.

А общеизвестно — то, что стало смешным, перестало быть опасным.

Если вы не получили ответы на все вопросы или хотите поделиться своими мыслями, приглашаем оставить комментарий ниже, чтобы автор статьи смог лично ответить вам.